Рывку вперед предшествует…

Участники форума FinNext, прошедшего 30 июня 2022 года, попробовали разобраться с черными лебедями, слетевшимися на российский финансовый рынок, и выяснить, какие изменения принес февраль 2022 года

Как ни странно, новых черных лебедей не замечено, все они уже кружили, хотя того, что они все вместе сядут, никто не ожидал. Кирилл Меньшов, старший вице-президент компании «Ростелеком», рассказал, что при планировании стратегии они всегда учитывают геополитические риски, а этой весной они реализовались, поэтому компанияперешла к заготовленным планам, а также сократила горизонт планирования, перейдя от годового к квартальному.

Кирилл Меньшов («Ростелеком»). Фото: FinNext

Кирилл Меньшов («Ростелеком»). Фото: FinNext

Таким образом, курс на цифровую трансформацию сохраняется, ни о какой заморозке преобразований нет. Сохраняется также активное использование agile-менеджмента. Все участники панельной дискуссии отметили, что именно применение гибких методов помогло пережить вызовы, которые два года назад принес ковид, и помогает пережить нынешние изменения. И на вопрос из зала, не стоит ли «импортозаместить» agile и scrum, Кирилл Меньшов ответил, что не нужно, как не нужно «импортозамещать» кукурузу и картофель, которые тоже пришли с американского континента. Тем более что они давно уже стали commodity, широко распространенными активами, как отметил Михаил Бижан, директор дивизиона IT ОТП Банка.

Михаил Бижан (ОТП Банк). Фото: FinNext

С ним согласен и Сергей Безбогов, старший вице-президент ВТБ, который заявил, что это успешно работает на масштабе 10 тыс. человек и задает им единый ритм.

Сергей Безбогов (ВТБ). Фото: FinNext

Среди изменений можно отметить приоритеты по продуктам и их востребованность клиентами. Это повлекло пересмотр бэклога работ, исключение заведомо неактуальных сейчас разработок и фокусировку на востребованных. Однако, как отметил Алексей Коровин, председатель правления Азиатско-Тихоокеанского банка, потребности марта сильно отличаются от того, что нужно в июне, поэтому невозможно использовать обычный способ работы, исследуя эти потребности и следуя за ними.

Банку сейчас необходимо формулировать гипотезы о том, как ту или иную потребность можно будет удовлетворить в изменившихся условиях, и предлагать соответствующие продукты. Для этого надо предположить, каким будет новый мир, а это сейчас неизвестно. Очевидно, что есть потребность в трансграничных платежах, но каковы будут механизмы в мире без единой валюты и расчетной системы — непонятно. Впрочем, тут у России есть опыт 90-х, когда платежная и банковская системы советского времени рассыпались, а новые еще не были созданы. В любом случае для платежей надо будет найти новых партнеров за рубежом, проложить платежные маршруты. Алексей Коровин считает, что глобальная переориентация с Запада на Восток переформатирует бизнес-ландшафт в целом.

Другой пример. Раньше для сбережений были стандартные продукты: рубли, валюта, евро, акции, облигации и другие инструменты, для них были понятны риски и ликвидность, а клиент выбирал подходящий.

В новых условиях неясно, что будет эффективным для долгосрочных сбережений, что обеспечит ликвидность, и непонятно, как оценить риск.

В этих условиях надо работать не со стандартными инструментами, а с индивидуальными представлениями клиентов, их страхами. Это отметили и участники панельной дискуссии, и в своем выступлении Сергей Караханян, руководитель управления персонального брокерского обслуживания Альфа-Банка.

Сергей Караханян (Альфа-Банк). Фото: FinNext

Сергей Караханян (Альфа-Банк). Фото: FinNext

При этом есть и понятные ниши, освободившиеся из-за ухода западных компаний, например замена ApplePay, к которому люди привыкли. Работа в этом направлении идет, эту нишу, вероятно, займет СБП. Но это не произойдет силами ЦБ, он предоставляет возможности, которыми надо воспользоваться банкам и побудить к этому своих клиентов, отметили Игорь Тростников, директор по развитию продуктов НСПК, представляя будущее развитие, и Андрей Федорец, заместитель гендиректора BSS, рассказывая о конкретных продуктах для СБП.

Игорь Федорец (BSS). Фото FinNext

Андрей Федорец (BSS). Фото FinNext

Что касается западных софта и «железа», общее мнение состоит в том, что эти проблемы некритичны. Как отметил Кирилл Меньшов, вполне доступно купить зарубежные ПО и «железо». Они лишь стали немного дороже. А еще в России есть производство. Оно слабее, нет топовых моделей, но это дисциплинирует: вы не можете написать кривой софт, который жрет ресурсы, его надо переписать для слабого железа.

А Татьяна Ушкова, председатель правления «Абсолют Банка», отметила, что было два мира: старый, который жил привычным образом, ориентируясь на решения западных вендоров, и новый, в котором держали руку на пульсе времени, переходили на современные технологии. Новому миру вызовы дают задор для работы по их решению, а от старого мира решение проблем требует перестройки.

Теперь надо обращаться не к крупным вендорам, продающим старые технологии, а к тем, кто умеет использовать новые. Это стимулирует переход на передовые технологии, их развитие в России.

Как сказал Кирилл Меньшов: «Рывку вперед предшествует пинок сзади, сейчас он получен».

Татьяна Ушкова («Абсолют Банк»). Фото: FinNext

Значительная часть новых продуктов, представленных на форуме, была ответом на прошлые вызовы, связанные с ковидом, например переход к электронному документообороту. Такой переход был прогнозируем, ковид лишь обострил ситуацию. Есть конкретные замены распространенных импортных продуктов, например, «Яндекс» представил замену для таск-трекера и вики (эта ниша освободилась с уходом Jira+Confluence), а Сбер — решение Jazz для замены Zoom. Ряд продуктов посвящен работе с данными, оценке клиентов тем или иным способом, реализации технологий NoCode и LowCode.  

Из интересного стоит отметить рассказ Сергея Добриднюка, руководителя финансовых продуктов «Диасофта», про цифровой рубль, который Центробанк сейчас пилотирует в 12 банках, предполагая в апреле 2023 года выйти на работу с реальными клиентами и деньгами. Задача «пилота» — понять, как цифровой рубль будет работать: банки выдвигают и отрабатывают гипотезы об основанных на цифровом рубле продуктах, а ЦБ во взаимодействии с ними разрабатывает будущее нормативное регулирование. «Диасофт» как вендор поддерживал этот процесс IТ-решением, которое создавали, естественно, не по готовому техзаданию, а итеративно, в микросервисной архитектуре, меняя компоненты.

Сергей Добриднюк («Диасофт»). Фото6 FinNext

Сергей Добриднюк («Диасофт»). Фото6 FinNext

 В будущем это решение можно будет тиражировать не только для банков, но и для широкого круга организаций, использующих цифровой рубль, — посредникво, ретейла, телекома и других.

Конечно, ответы есть далеко не на все вызовы, которые принесла весна. Однако представление продуктов, которые появились быстро в ответ на ранее возникшие вызовы, вселяет оптимизм и позволяет предполагать, что и новые вызовы будут преодолены столь же успешно.

Наталья Данина, директор департамента аналитических бизнес-решений HeadHunter, рассказала о рыноке труда. Она отметила, что 2021 год в целом был рынком дефицитного, а не профицитного рынка труда — рынком охоты на специалистов и конкуренции за них. Весна уменьшила число вакансий, но не увеличила количества резюме, кроме отдельных специальностей. Какое-то время даже был профицит, но сейчас рынок снова становится дефицитным.

Наталья Данина (HeadHunter). Фото: FinNext

 Некоторое исключение представляет рынок IT, где уменьшение числа вакансий сопровождалось увеличением количества резюме, но, во-первых, рынок все равно остается дефицитным, а во-вторых, увеличение числа резюме может и не означать появления новых специалистов на рынке — просто люди ищут новые возможности в изменившейся ситуации. И в заключение была возрастная пирамида. Она показывает стабильное уменьшение численности населения в возрасте 5–15 лет, и это будет сказываться на рынке в ближайшие 10 лет.

Стоит отметить доклад Эймана Пакзадиана (Eiman Pakzadian) из Ирана. Он поделился опытом жизни страны под санкциями и рассказывал об условиях для стартапов в Иране — его компания Top Managers of Asia специализируется на коммерциализации иранских стартапов.

Эйман Пакзадиан (Moghaddam). Фото: FinNext

Эйман Пакзадиан (Moghaddam). Фото: FinNext

Иван Дубровин, СЕО ScrumTrek, предложил конкретные способы оценки перспективности портфеля продуктов, которая различна для инноваций и зрелых продуктов, для них нужно разное управление, основанное на жизненном цикле продукта. Основная ценность доклада — опросники для оценки, опубликованые в телеграм-канале.

Иван Дубровин (ScrumTrek). Фото: FinNext

Иван Дубровин (ScrumTrek). Фото: FinNext

Фото: FinNext
SmartMoney
pepic
zaimigo
zaimexpress
zaimer
zaim24na7
ucenter
telezaim
prostozaim
platiza
zaimsrazu
everwell
ekapusta
bistrodengi
cacheu
checkmany
credit7
credito24
credits24
dobrozaim
efinmarket
otnal
ezaem
nadodeneg
migcache
mck
maxcredit
bigzaim
joymoney
imoneys
fastmany
kapitalina